Раннее развитие детей: методики в помощь мамам и няням
Рождаясь, малыш начинает активно познавать мир. Задача родителей и няни – открыть этот мир так, чтобы ребенок мог полноценно развиваться. При этом важно учитывать, что в жизни малыша существуют так называемые сенситивные периоды – время его особой восприимчивости к определенным внешним воздействиям для освоения и формирования нового в своем развитии. Именно поэтому важно учить ребенка всему и в свое время.
Развитие или «перегрузка»?
Существует мнение, что до 3 лет дети впитывают информацию, как губка, позже процесс познания замедляется. Японские психологи даже говорят: «После трех уже поздно». Воспользоваться этим периодом для максимального развития ребенка призывает и американский ученый-нейрофизиолог Глен Доман. Он доказал, что с самого рождения мозг малыша должен включиться в активную работу. Мозг развивается по вертикали: когда одна цель достигнута, ставится более высокая планка. Один навык у ребенка влечет за собой следующий, более сложный и совершенный. Так, например, быстрее начав переворачиваться, ребенок вскоре научится ползать, а затем пройдет очень мало времени, прежде чем он начнет ходить и говорить первые слова. Родители или няня, если она заменяет на время маму, могут и должны стимулировать ребенка к развитию. Развиваясь с опережением, малыш, пусть и неосознанно, максимально использует первые три года для того, чтобы его мозг быстро сформировался. Стремительное развитие в этом возрасте, как правило, означает высокий интеллект в будущем.
Как же этого достичь? Что для этого делать родителям и няням? Сам Доман разработал целую систему обучения, которую используют в своей работе некоторые профессиональные няни. Однако полностью следовать разработанной методике Домана очень сложно. Ученый активно выступил против игрушек, считая, что из-за этого расходуется слишком много сил и энергии. Если полностью следовать его советам, у вашего малыша может не остаться времени для того, чтобы пожить в свое удовольствие. Увлечение мамы или няни новомодной методикой может вызвать у малыша недовольство. В итоге есть опасность, что у ребенка «отобьется» желание учиться и воспринимать новую информацию, ведь ее дают насильно, вместо игрушек!
Однако из этой программы можно взять некоторые элементы. Например, няня или сами родители могут сделать карточки с изображениями объектов из всевозможных областей знаний: от географии и литературы до математики, медицины и космоса. Ребенку можно показывать карточки и говорить, что на них нарисовано. И, как считает Доман, впоследствии это принесет свои плоды, хоть вам и кажется, что все это вашему малышу пока непонятно.
Чувство меры
Успеть всему научить вовремя и не перегрузить информацией малыша – вот формула наиболее разумного развития ребенка. Этому вполне соответствует методика итальянского педагога Марии Монтессори. Если у Домана ребенок поглощает информацию, которая ему дается искусственно родителями или няней, то в ее методиках, напротив, малыш делает только то, что ему любопытно – т.е. то, что соответствует возможностям конкретного сенситивного периода. Например, Монтессори заметила, что с 2-х лет малышу интересно вставлять предметы в отверстия. В этот момент маме или няне нужно предложить специальные развивающие игрушки. Их Монтессори придумала невероятное множество. Любая опытная няня подскажет Вам, где их можно приобрести. Так, для развития речи разработаны специальные буквы, соединяющие в голове малыша звуки и их написание. Для сенсорного развития – специальные рамки на молниях, пуговицах, крючках и шнурках; так малыш быстрее научится самостоятельно одеваться без помощи няни. Для математического развития есть специальные золотые бусины, которые дадут первое понятие счета и представление о количестве. Даже занимаясь с мамой или няней, ребенок действует самостоятельно, в нем формируется умение ставить цели и их добиваться без участия взрослых. Не это ли один из самых полезных навыков для взрослого человека?
Российские педагоги супруги Никитины тоже сделали немалый вклад в педагогику. Они открыли «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей», которое наблюдается у детей старшего возраста. Избежать этого, по их мнению, могут интеллектуальные игры, в которых обязательно должны участвовать родители или няня ребенка. Игры представляют собой задачи, которые нужно решить с помощью «спецматериалов» – кирпичиков, кубиков и т.п. При этом ни родители, ни няня не подсказывают малышу правильное решение. Он должен придумать его сам. Многие опытные педагоги и няни положительно отзываются об этой системе развития детей.
Главное – индивидуальный подход
Как говорят современные детские психологи, педагоги и мудрые няни, нет волшебной методики развития, как нет и «таблетки от всего». Во-первых, все дети очень разные и, как показывает практика воспитания детей, наибольший эффект имеют методики, направленные на индивидуальность ребенка, его личные склонности. Общайтесь с малышом, наблюдайте за тем, что ему больше подходит, и Вы наверняка найдете то, что нужно! Во-вторых, очень важно давать ему образование в игровой форме и ни в коем случае не навязывать! Няням и родителям не стоит нагружать малыша тем, что он еще не в состоянии переварить. Самое главное – научить ребенка учиться. Тут, конечно, маме очень поможет умная, образованная, добрая и настроенная на ребенка няня. Даже когда мама занята или ее нет рядом, малыш, занимаясь с няней, приобретает новые навыки и получает удовольствие от своих первых побед, которыми они обязательно порадуют родителей.
12 января 2011