Пора в школу
Вот и начинается школьная пора, так называемая «вершина детства». Конечно же, ребенок еще наивен, где-то легкомысленен, капризен, но к этому возрасту, он уже постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. Психологи этот возраст называют критическим периодом в жизни ребенка.
Этот переходный возраст, очевидно, в большей степени, чем какой-либо другой этап в развитии, связан с изменившейся внешней ситуацией в жизни ребенка. Ведь это время начала обучения в школе.
Объективно происходит смена социального статуса: дошкольник из детского сада становится учеником. Младший школьный возраст – это период рождения социального «Я» ребенка. Однако, сам факт того, что первоклассник переступил порог школы, не может говорить о качественно новых изменениях в самосознании ребенка, но с этого момента начинается переломный период в его жизни. В зависимости от того, когда и как меняется восприятие своего места в системе отношений, тогда ребенок и переходит на качественно новый этап своего развития. По-настоящему стать учеником означает сформировать внутреннюю позицию школьника, в соответствии с которой учебная деятельность теперь самая значимая, в отличие от старших дошкольников, у которых ведущей деятельностью, направляющей их развитие, является игра (хотя и сложная, с акцентом на результат, но все же игра).
Ребенок постепенно должен готовиться к совершенно новой для себя социальной роли ученика. При соответствующем настрое родителей на обучение их ребенка в школе, к этому возрасту, ребенок очень хочет идти в школу, много говорит о том, что будет, когда он пойдет в первый класс, фантазирует о том, как он будет учиться и играет в игры про школу. Такое стремление детей в школу вовсе не означает, что ребенок в состоянии оценить трудности, могущие возникать в процессе обучения, а обусловлено, прежде всего, с его переходом на более высокую ступень в мире общественных отношений и, конечно же, красочной атрибутикой первоклассника (яркий ранец, линейки и карандаши, пенал и учебники). Позиция школьника связана с выполнением учебной деятельности, так высоко ценимой взрослыми. Он очень хочет гордиться своими учебными достижениями, уверен, что будет учиться на отлично, получая восхищение своих родителей. Для него родители еще остаются самыми значимыми людьми в его жизни, но теперь самой авторитетной фигурой в его жизни должна стать его первая учительница.
Самооценка первоклассника должна быть немного завышенной и дифференцированной (в отличие от дошкольника, который самый умный, самый красивый, самый лучший во всем). Только на этом фоне, день ото дня, будет выкристаллизовываться адекватное отношение к себе и к сверстникам. Очень многое зависит от мнения учителя, так как через него ребенок учится относиться к себе и к другим. Ребенок еще не может формировать реальное отношение к себе, своим знаниям и способностям и мнение учителя является для него тем зеркалом, в котором он видит себя, свое место в классе и оценивает сверстников, приобретая стремление к получению знаний.
Очень важно, чтобы на смену внешнему лоску праздника 1 сентября и завышенных ожиданий и переоценок своих возможностей пришло заинтересованное отношение к получению знаний. Но умение учиться не формируется само по себе, конечно же, координировать процесс обучения и научить ребенка учиться – задача педагога начальной школы, но родителям важно подготовить человека к школе задолго до 1 сентября.
Здесь встает вопрос – как? Что же понимать под словосочетанием «подготовка к школе». К сожалению, существует укоренившееся заблуждение, что готовность ребенка к школе и приобретенные им знания и умения – это одно и тоже. Конечно же, это сами школы приняли основное участие в формировании такого подхода к подготовке их будущих учеников, устраивая тестирование детей перед поступлением в первые классы. И чем «круче» школа – тем «круче» тесты. И родители, захотев устроить своего ребенка в такую школу, вынуждены ломать головы над тем, как же их чадо пройдет экзамен. Нанимаются гувернантки, репетиторы для того, чтобы ребенок к школе уже владел на достаточно приличном уровне навыками чтения, письма, счета и т. д. К сожалению, за это расплачиваются только дети и подчас своим здоровьем. Если «натасканный» к первому классу ученик выказывает неспособность, а точнее не готовность, к обучению, то учителя беспомощно разводят руками, говоря что-то про отсутствие задатков и врожденных способностей или ссылаясь на сложный характер ребенка. Приходится слышать иногда, в более старших классах, слова учителей, типа: «Ваш ребенок не способен к точным наукам» или «Вы знаете, у него неспособность к языкам». Или иногда хуже, например: «У вашего ребенка врожденная безграмотность», – и так далее и тому подобное.
Как пишет ведущий детский психолог И. Ю. Кулагина, «…в любом случае ребенок имеет дело с педагогами: они проверяют знания, умения, навыки, в том числе умения читать и считать. Задача психолога совсем иная – он выявляет психологическую готовность к школьному обучению. Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений».
Интеллектуальная готовность к школе связана с развитием мыслительных процессов. Старший дошкольник уже способен обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. Соответствующее речевое развитие, широта образных и пространственных представлений, все увеличивающаяся познавательная активность – необходимый базис для ребенка, идущего в школу. Хорошо, если до этого возраста ребенок развивался не форсированными темпами, а постепенно брал то, что мог унести, да и то в игровой форме. Но как же мы привыкли оставлять все на последний момент и про подготовку к школе вспоминаем, чуть ли не перед самой школой. Иногда мы начинаем наверстывать упущенное и «натаскивать» ребенка на заполнение всевозможных тестов. Кроме негативизма и отвращения к процессу обучения в целом, мы с Вами ничего не получим и тогда, когда эйфория первой недели у ребенка в школе пройдет, мы обнаружим, что наш ребенок не хочет учиться и даже не хочет ходить в школу.
Надо отметить, что сегодня часть дошкольников выражает нежелание идти в школу, что нельзя связать ни с чем иным как с форсированным приобщением ребенка к знаниям, обгоняющего естественный процесс психического развития. Тогда преждевременное обучение превращается в научение и навсегда пропадает всякое желание к познавательной активности, без которой невозможен учебный процесс. Ребенок может сломать свои молочные зубы о гранит науки.
Мы иногда забываем, что задачей школы является не только передача ребенку знаний, но главное, чему должен научиться ребенок в школе – это умению учиться. Ребенка нельзя рассматривать как кувшин, который наполняется знаниями по мере перехода из класса в класс, и основной заботой которого является не расплескать их к выпускным экзаменам. К сожалению, знания нельзя пассивно принимать из заботливых рук учителя, посредством ложечки для кормления. Обучение в школе это активный процесс, требующий участия, заинтересованности и предъявляющий ряд требований, которые и определяют готовность к школе в личностном смысле. Среди них, прежде всего, следует отметить желание ребенка учиться, понимание условий учебного общения, способность удерживать внимание на протяжении всего урока, возможность относится к учебе как к самоценному процессу, а не как к разновидности игры, возможность принять авторитет учителя и на его контроль и критику реагировать с пониманием, умение ежедневно переживать разлуку с любимой мамой. Психологическая готовность к школе обеспечивает условия восприятия базисных знаний, получаемых в начальных классах и самой сути процесса обучения. Базисные знания обеспечивают возможность понимания весьма сложного материала, получаемого при дальнейшем обучении. А усвоение самой сути процесса обучения и принятия его как метода обеспечивает способность к получению других знаний в любых областях. Эта способность в современном обществе оказывается фундаментальной, так как процесс обучения современных специалистов происходит в течении всей трудовой деятельности.
Интересно, что в младшем школьном возрасте ребенок переоценивает ценности, значимые для него ранее – игра перестает быть основным содержанием его жизни и учебная деятельность теперь на первом месте. На этом этапе человек учиться обобщать переживания, которые теперь будут влиять на становление его личности, все более обнаруживая богатства своей внутренней жизни. Это разделение жизни на внешнюю и внутреннюю меняет все поведение ребенка, поэтому очень остро переживаются конфликты, появляются аффективные реакции, капризы, но все это уходит, когда ребенок проживает критический период адаптации к учебному процессу и вступает в новый возраст в своем новом качестве. Теперь он понимает, что можно и нужно делать в классе, не только то, что хочется и интересно, а то, что надо и эти правила существуют для всех. Приобретает способность более или менее адекватно оценить будущий поступок, его результат и даже отдаленные последствия. Теперь он может услышать точку зрения другого, увидеть ситуацию не только со своей стороны. Хотя бывает все еще сложно усидеть на одном месте, не говорить все, что пришло в голову и удержаться от соблазна залезть под стол, дернуть кого-нибудь за косичку, поковыряться в носу.
Первоклассники учатся деловому общению между собой, учатся выполнять совместные учебные действия, основываясь на том опыте, который приобрели в детском саду. И их ожидает сложная внутренняя работа над собой, которая должна превратить дошкольника в ученика школы. Для них эта работа будет очень трудной, и чем менее ребенок готов к школе психологически, тем сложнее ему будет научиться изменять себя в соответствии с поставленными задачами.
Поэтому сейчас все зависит от участливой поддержки окружающих, первого учителя и конечно же нас, родителей.
Татьяна Реброва
психолог кадрового агентства «Вторая мама»